Цвет:
Ц
Ц
Шрифт:
A
A
A
Интервал:
строчный:
1.7
2
символьный:
1
2
Изображения:
ВКЛ
ВЫКЛ
Ч/Б
X
О суде
Новости суда
  • 22.08.2017

    Управляющая компания отказалась выплачивать вознаграждение председателю совета многоквартирного жилого дома

    Государственной жилищной инспекцией Республики Хакасия в ходе внеплановой проверки выявлен факт неисполнения управляющей компанией решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома в части начисления и выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного жилого дома, в связи с чем инспекцией выдано соответствующее предписание об устранении нарушений.
  • 21.08.2017

    Когда арендодатель обязан возместить стоимость капитального ремонта арендованного имущества

    Управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства о взыскании 1 051 875 рублей долга по договору аренды.
  • 17.08.2017

    МУП «Тейские коммунальные системы» просит признать его банкротом

    В Арбитражный суд Республики Хакасия поступило заявление МУП «Тейские коммунальные системы» (ИНН 1905012565) о признании предприятия банкротом (дело №А74-11979/2017).
  • 16.08.2017

    Заключение договора в обход закона не дает права на получение оплаты оказанных услуг

    Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда, отказано во взыскании стоимости услуг и неустойки по контракту, заключенному без проведения торгов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и в отсутствие оснований для осуществления закупки у единственного поставщика.
  • 15.08.2017

    Организации вменяется реализация контрафактной спортивной одежды и обуви

    В арбитражном суде на рассмотрении находится дело по заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саяногорску о привлечении организации к административной ответственности по части 2 статьи 14.10 КоАП РФ за незаконное использование товарных знаков при реализации (предложении к продаже) спортивных костюмов с изображением товарных знаков «Adidas», «Nike», «Reebok», кроссовок с изображением товарного знака «Adidas» (дело № А74-7519/2017).
Традиции

Свадебная церемония, наряду с рождением и уходом в другой мир, является одним из важнейших событий жизненного круга в хакасском обществе. Хакасы считали, что дети наследуют не только физические, но и психологические, моральные особенности своих родителей. В традиционном обществе выбором невесты руководили родители жениха. Невест старались взять из знатных «хороших» родов. Бывало, что жених и невеста не видели друг друга до свадьбы. Считалось, что первый брак благословляется высшими силами - Солнцем, Луной, Звездами. Согласно представлениям хакасов, после смерти супруги воссоединялись в другом мире.

Возраст вступления в брак в среднем равнялся 16-20 годам.

Заключение брака сопровождалось появлением для молодых новых социальных, правовых и имущественных отношений. Калым и приданое («инджи») - это своеобразный залог хороших отношений между родами. Размер приданого немного уступал калыму. Особенностью приданого было то, что оно продолжало оставаться собственностью жены, но в общем пользовании.

  • сговор «чахсынан алысханы» - брак чести. При этой форме сватали малолетних детей, которые при достижении совершеннолетия становились супругами;
  • умыкание (воровство невесты), при котором невеста, как правило, была совершеннолетней;
  • архаическая форма брака «хысхылых» - дарение розового фламинго. Парень, убивший фламинго, мог сватать любую девушку без выплаты калыма, так как считалось, что в случае отказа, птица проклинала эту семью;
  • в целях сохранения имущества в пределах данной семейно-родовой группы, брак заключали путем левирата (когда вдова выходила замуж за младшего деверя) и сорората (когда вдовец женился на младшей сестре умершей жены);
  • брак отработкой.

В основном, будущую жену похищали. Обычно влюбленные сами договаривались о дне и времени увоза девушки. Парень приезжал в сопровождении крепких друзей, готовых отстоять ценный груз. Это было важно, поскольку сразу после пропажи девушки отец снаряжал погоню из 20-30 парней. Если погоня догоняла похитителей, то дело могло дойти до серьезных столкновений. Но, к тому моменту, как пропажа обнаруживалась, жених и невеста были уже в аале его родителей. Когда приезжала погоня, родители жениха выходили навстречу с угощением и говорили приветственную речь, признавая свою вину. Отец невесты узнавал о том, согласна ли дочь выйти замуж за похитителя, после чего речь шла о размере калыма. Полученный калым отец невесты распределял между своими сыновьями и братьями, которые, в свою очередь, должны были внести свою долю в приданое.

Следующим этапом свадьбы была мировая, на которой родственники проводили трапезу и обсуждали предстоящую свадьбу. Свадьба проходила в доме жениха. На ней обязательно проводился обряд поклонения небесным Светилам, Богине Огня. Затем в течение нескольких дней пировали. Спустя время, жениха и невесту везли в дом ее родителей, где происходил заключительный этап свадебных мероприятий. Жениху устраивали испытания, которые он должен был с честью пройти. Родителям и родственникам невесты привозились подарки.

На всех этапах свадьбы играли на музыкальных инструментах, исполняли традиционные танцы, устраивали спортивные состязания. Участники свадебных мероприятий надевали свои лучшие наряды. Наиболее красочными являлись костюмы жениха и невесты, а также свахи, родителей молодых.

Хакасский национальный костюм

Традиционный хакасский костюм пронёс через века все наслоения и стили разных эпох и культур.

Легкая одежда состояла из рубахи или платья и штанов. Мужская рубашка изготовлялась из пестрого ситца, ее шили длинной и широкой. Наверху она собиралась в складки. У рубахи был отложной воротник, который застегивался на пуговицу, и узкие обшлага, сшитые из ткани другого цвета. Рукава пришивались к «поликам» - наплечным вставкам, как это делалось у русских. Таковым по покрою было и женское платье длиной до пола. Богатые шили праздничные рубашки из шерстяных и шёлковых тканей. Штаны делались из толстой бумажной ткани, а зимние – из овчин (шерстью внутрь) или выделанной кожи домашних и диких животных.

Верхней летней одеждой был суконный распашной кафтан - сикпен, зимней - широкая в подоле овчинная шуба с большим отложным воротом и запахом на правую сторону. Она имела несколько вариантов покроя. Богатые хакасы подбивали ее дорогим мехом, покрывали цветной тканью, украшали вышивкой.

Особенно нарядно выглядела женская парадная шуба. Поверх шубы женщины носили длинную безрукавку. Праздничным головным убором у женщин была небольшая округлая шапочка с кистью, вокруг которой поднимался прикрывавший ее высокий околыш из меха лисицы.

К костюму надевали съемные украшения из серебра, коралла, перламутра, пуха водоплавающей птицы. Оригинальным украшением хакасской женщины является нагрудное украшение – пого, подковообразной или полусферической формы зашитого перламутровыми круглыми бляшками с кораллами посередине и обшитого мелкими кораллами и бисером. Пого надевали замужние, семейные, многодетные, благополучные женщины, свахи.

Распространенным украшением на одежде хакасок являются также узоры, вышитые крученым шелком ярких тонов.

Женщины носили накосные, височные, ушные украшения. Все они выполняли хранительную функцию.

В начале XX века вслед за русскими тканями, в костюм хакасов начали проникать отдельные элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими, зажиточное население стало полностью перенимать русский крестьянский костюм.

Традиционная пища хакасов

Основной пищей хакасов, как и других скотоводов Южной Сибири и Центральной Азии, служили зимой мясные, а летом молочные блюда.

На зиму в среднем хозяйстве забивались лошадь или корова и около 30 овец. С конца XIX века, под влиянием русских крестьян стали заготавливать свинину и птицу, их мясо обычно шло на пироги.

В день убоя готовилась свеженина - "тамах", на которую приглашались все соседи. В первом казане варились самые лучшие куски мяса, называемые "урсун". К ним относились следующие части правой половины туши: верхние два ребра, бедренная кость, плечевая кость, грудная кость, первый позвонок, нижняя челюсть овцы (крупного скота не клалась), язык, печень, лёгкие и сердце.

Горячие куски вареного мяса "урсун" складывали на деревянное корытце - "типе" и прежде, чем приступить к трапезе, совершали обряд "оорпус тударга", т.е. нужно было поднять священный пар для кормления духов.

Происходило это так. Хозяин юрты становился с почётной стороны (от пазы) на мужской половине и три раза поднимал корытце с мясом над очагом. Челюсть овцы убирали, ибо её нельзя было преподносить духам. К числу запрещенных частей туши для этого обряда относились также бараньи голова, лопатка и голень. Затем совершалось кормление богини огня "От инезi". От грудины (тос пазы), от первого ребра (погана пазы) и от сердца (чурек тозi) или от бедренной кости (чiлiц пазы) отрезали по три кусочка мяса или сала и бросали в горящий очаг правой рукой. Если огонь кормила хозяйка, то она бросала эти кусочки мяса левой рукой.

Хакасы соблюдали древний народный этикет распределения кусков мяса во время трапезы. Самой почитаемой частью мяса у хакасов считается задняя часть овцы - "кочiк". Ее обязательно давали как гостинец (тулуп) самому уважаемому гостю. Когда дарили заднюю часть, то обязательно отрезали кончик курдюка, дабы счастье не покинуло этот двор. Баранья голова (хой пазы), в отличие от монгольских народов, у хакасов не является почётным блюдом. Её ел только хозяин. Гостям она никогда не предлагается. Баранья голова употреблялась только в двух случаях, имеющих символическое значение: во-первых, её преподносил зять своему тестю при первом посещении родителей невесты, и, во-вторых, ее приносили родственники умершего на кладбище во время поминок, где она вешалась на колышек у изголовья могилы.

Мясо, заготовляемое на весну, называется "ууче". На него оставляли около половины туши коня. "Ууче" засаливали в кадке, добавляли туда перец, чеснок и замораживали вместе с бурдюком масла. Весной, подтаявшее мясо "ууче" доставали из кадки, вялили и коптили.

Из него могли быстро приготовить вкусный суп "порча угре". Для этого в казан с кипящей водой сыпали требуемое количество чашек полуфабриката "порча". Затем для вкуса в суп добавляли кислую творожистую массу "аарчы" так как обычно супы не солились. Хакасы считали, что соль плохо влияет на зрение.

Хакасы, как истинные скотоводы, предпочитают употреблять в пищу супы (угре) и различные бульоны (мун) с отварным мясом. Наиболее популярными были: крупяной суп "чарба угре" и ячменный "коче угре", обычно подаваемые во время обеда. Они варились в казане. Согласно поверьям, в кипящем супе никогда нельзя оставлять ковш, иначе мужчина будет бессильным, в пути его будет ждать беда, а "счастье" скота выварится. Запрещалось помешивать черпаком, переливая жидкость сверху вниз.

Мясо обычно жарили на сметане. Сначала его заливали водой, а затем, как оно вскипит, сметаной. Жареное мясо носит название "хаарган ит". Хакасы почти все блюда — мясо, рыбу грибы, яйца — жарят на сметане. Из мякоти баранины делали шашлыки — "сiстеен ит", которые' не относились к почётным блюдам Другое отношение было к шашлыкам "сохачы", приготовленным из печени. Они имели ритуальное значение. Это блюдо употребляли на небесном жертвоприношении и на свадьбах. Сохачы готовили следующим образом. Сначала на вертеле немного обжаривают кусочки печени. Затем их снимают, обвёртывают внутренним салом и снова нанизывают на вертел. При обжаривании сохачы на углях, внутреннее сало полностью пропитывает кусочки печени. В тайге делали шашлыки после добычи медведя. Кусочки медвежьего мяса нанизывали на шампуры вперемешку с салом. Всех присутствующих наделяли по шампуру готового шашлыка.

В подтаёжных районах Хакасии детей баловали охотничьим гостинцем "пызый" из копчёных тушек белки. Охотники для приготовления "пызый" сначала отваривали в воде тушки белок. Затем нанизывали их на шампуры и коптили мясо у костра. Пызый считался большим деликатесом. Хакасы умели делать различные колбасы. Самым простым видом колбасы является "чочых". Хорошо промытая прямая кишка овцы выворачивалась салом вовнутрь и отваривалась в супе Деликатесом считается колбаса "харты", сделанная из прямой кишки лошади. Прямую кишку хорошо промывали и выворачивали наизнанку так, чтобы наружный жир оказался внутри. Затем вовнутрь добавляли фарш и варили. Готовая "харты" подавалась нарезанной кольцами, охлажденной.

Колбаса, сделанная из прямой кишки коровы (а в подтаёжных местах и медведя), называется "хосханах". Прямую кишку хорошо промывали и также выворачивали наизнанку. В деревянном корытце крошили сало (особенно ценилось медвежье) и лук. Затем по вкусу добавляли соль и перец и этим фаршем начиняли кишку. Последняя завязывалась с двух сторон и коптилась над очагом юрты. Копчёная колбаса "хосханах" служила для угощения очень почётных и дорогих гостей.

Во время забоя крупного скота обязательно делали колбасу "хыйма". Мясной начинкой служила накрошенная сечкой жирная мякоть вместе с "хазы" — внутренним салом лошади. Затем добавляли лук, перец и готовый фарш заправляли в кишки. Колбаса "хыйма" перевязывалась во многих местах, как сардельки, и варилась в казане вместе с супом. Жир лошади не застывает, поэтому колбасу хыйма ели, держа вертикально в руках, отрезая только под завязанными местами, чтобы не пролить бульон. Хыйма является почётным кушаньем.

Одним из самых любимых и праздничных блюд является кровяная колбаса - "хан-сол". Её обязательно готовят, когда режется скот (за исключением свиней, которых стали разводить только в конце XIX в.).

У хакасов, как и у других скотоводов, в питании большое место занимает молочная кухня. Молочные продукты носят общее название "ахеых" или "ах тамах" - белая пища, что говорит о почтительном отношении к ним. Согласно хакасским поверьям, если молоко вылить на землю или в молоко налить воды, то молочный скот не будет "держаться" ("худын чая тастапча" — рассыпается его жизненная сила "хут"). Если молочные продукты случайно прольются, то вытирали рукой и произносили: "Пусть счастье останется у меня и не уйдет в землю!" При мытье посуды из-под молока ополоски могли вылить на землю, но только с заговором: "Не я проливаю, а казачка проливает". Если молоко давали в другой дом, от него отливали три ложки обратно и закрывали крышкой посуду, чтобы счастье не ушло. Поздно вечером сметану и другую молочную пищу нельзя давать посторонним людям, иначе скот пропадет.

В повседневном рационе питания широко употребляли скисшее молоко или простоквашу - "чоорт". Из простокваши готовили творог "эчiгей". Творог употреблялся вместе со сметаной или молоком. Такое блюдо называлось "иримчик" или "чуурацхай". Для большего вкуса в иримчик добавляли бруснику.

Из смеси свежего молока и простокваши готовили пресный сладковатый сыр "пызылах".

Самым распространённым летним напитком хакасов был "айран", приготовленный из кислого коровьего молока. Закваску "айран хордии", как правило, получали из остатков прошлогоднего айрана. Весной ездили по аалам в его поисках. Получив у запасливого хозяина бутылку прошлогоднего айрана, отдавали взамен бутылку свежего молока. Если так не сделать, то у хозяина уйдёт счастье. Если прошлогоднего айрана не было, то закваску готовили сами. Айраном угощают любого зашедшего в юрту, его используют в ритуальных целях, он прекрасно утоляет жажду и голод.

Во время неожиданного приезда гостей и при отсутствии готового айрана срочно готовили "санмал" - искусственно доведённый айран.

В подтаёжной зоне Хакасии население сочетало скотоводство с земледелием, поэтому в пищу широко употреблялись и мучные изделия. Самым популярным видом злаковых на Саяно-Алтае является ячмень. Из него делали знаменитый талкан (талган), употреблявшийся широко в пище хакасов. Сначала ячмень обжаривали в железной чаше "хооргыс". Затем его рушат в ступе до тех пор, пока не отделится мякина. Рушеный ячмень провеивали на ручной веялке и затем мололи на ручной мельнице. Под мельницу подстилали подстилку, сделанную из шкуры или бересты, куда сыпался готовый талкан.

Хакасы пекли белые булки и черный хлеб, умели жарить пирожки и научились делать блины. В сковороде на масле пекли лепешки "чалбах". Готовили их из кислого теста "ачытхы", заквашенного на айране. В специальной сковороде с ячейками "кундейек" жарили на жиру своеобразное печенье "поорсах". Для него замешивалось пресное крутое тесто на молоке, сметане, масле и яйцах. Хакасы делали большие пироги "курмек" из кислого теста.

Согласно хакасскому правилу, нельзя держать хлеб отрезанной стороной к дверям, иначе уйдет счастье. Отрезать надо полный ломоть, а не половинку, в противном случае жизнь проживешь частично. Нельзя оставлять надкушенный кусок - оставишь счастье. Нельзя крошить хлеб на пол, а тем более наступать на крошки.

Со второй половины XIX в. среди хакасов получил распространение картофель - "яблах", который поначалу отождествлялся с пищей Эрлик-хана (Ирлш хан тамагы). Хакасское название происходит от русского "земляные яблоки".

Хмельной напиток "поза" получали из ярицы (арыс). В русском языке он имеет соответствующее название "буза", заимствованное из тюркских языков.

В степных районах Хакасии рыба не употреблялась в пищу. Ее презрительно называли "суг хурты" — речной червь. Согласно легендам, древние кыргызы провели в долине Среднего Енисея каналы для питья воды только из-за брезгливого отношения к плавающей рыбе. Кроме того, некоторые виды рыб, например, щука, относились к запретной пище, ибо ею кормили тёсей. Из всех видов рыб хакасы употребляли в пищу только хариус (хоора). Хариус жарили на сметане, из него варили уху.

В подтаежной зоне Хакасии рыба считается традиционной едой. Ее умели консервировать - готовился убрах (пуурах).

С ранней весны и до поздней осени хакасы выкапывали съедобные коренья, собирали ягоды, полезные травы. В мае существовал промысел цветущего растения кандыка "хандых". Наибольший вкус корень получал после опадения и образования семян. Во время цветения его копать нельзя.

В июне хакасы добывали сарану - "сип" или "саргай". Наиболее вкусен корень в пору цветения. Питательные корни этого растения выкапывали так же, как и кандык, "озоп'ом". Его корни мыли и сушили, разложив на матах "аатыс". Сарану использовали для приготовления блюда "сип потхы". Сушеные корни разминали на каменной терке. Затем, как только в казане закипала сметана или масло, туда насыпали сарану. Получалась вкусная каша "сип потхы". Из ее муки пекли даже блины.

Летом добывали основания диких пионов — "синне". Заготовленные коренья мыли и сушили. Из них получали кислую приправу для супов.

В июне ездили в тайгу за черемшой - "халба". Ее солили и хранили в течение года в жбанах. Из свежей делали салат со сметаной. Черемшу возили в степные аалы Хакасии продавать или обменивать на продукты скотоводства (овчины, шерсть, волос и т.д.).

В августе собирали плоды черемухи "нымырт". Для дальнейшего хранения их высушивали.

В сентябре хакасы отправлялись на промысел кедрового ореха (хузух). На хозяйство добывали по нескольку мешков. Из кедрового ореха делали сытную кашу "изiре потхы".

Более двадцати видов растений использовались хакасами для заварки чая. Заготавливали чагу (хазыц чайы"), листья брусники (нир), бадан (хая чайы), шиповник (IT пурун), белоголовник (чай оды) и многие другие растенпия. Хакасы пили чай обязательно со сметаной.

Хакасы принимали пищу четыре раза в день. За столом соблюдался строгий этикет. Во главе его сидел хозяин юрты. По правую руку его, со стороны переднего угла "тор", сидели почетные гости. Женщины, особенно невестки, размещались за отдельным столом на женской половине. За хакасскими столиками сидели, согнув ноги по-турецки. Запрещалось сидеть на корточках или вытянув ноги вперед. Во второй половине XIX в. мужчины стали принимать пищу за высокими европейскими столами, а женщины продолжали пользоваться еще традиционными маленькими столиками.

Этикет гостеприимства требовал приготовления специальных яств и их символическое распределения, а религиозные верования – культовой пищи. Разнообразные блюда хакасской кухни свидетельствуют о наличии самобытной национальной культуры, имеющей глубокие традиции.

Религия, верования, шаманизм

У хакасов и после христианизации сохранился шаманистский культ, основанный на вере во всесилие добрых и злых духов.

Считается, что народы, исповедующие шаманизм, на первое место ставят культы Неба, Солнца, Огня, материнства, высоко чтятся культы Предков и Святынь-Покровителей. Культы отчетливо свидетельствуют о том факте, что это мировоззрение возникло естественным путем, без всякого вероучения.

В жилище человека все было отмеряно по Солнцу - все занятия по быту и хозяйству, его уклад жизни, его деяния и сакральные действа. С Луной было связано течение времени, начало какого-либо большого дела, а главное, по ней вели календарь. Встречается немало данных о почитании Солнца и Луны: каждое утро хакасы молились Солнцу, а Луне молились каждый третий день новолуния. Обряд почитания Луны особо совершался беременными женщинами, а самой верной клятвой считались слова: «Клянусь я Солнцем и Луной». При рождении нового месяца требовалось произвести окуривание богородской травой того жилища, где появился новорожденный, свадьбы полагалось проводить на пятый день новолуния, а для камлания считался наиболее удачным седьмой день новой Луны.

Вход в жилище человека всегда был ориентирован на восход Солнца, потому что именно в зависимости от него выстраивалась вся система работы по хозяйству и быту человека.

Вторым божеством в жилище был Тура ээз! - Хозяин Дома, стражник, охранник и накопитель добра и психической энергии семьи. Главным местом в жилище по праву отводилось очагу, вторым по значимости - супружескому ложу (оно закрывалось от посторонних глаз занавесом), третьим - место колыбели (когда ребенок вырастал, там ставился абдыра-сундучок с пуповиной младенца). Функции Тура ээз!, были разнообразны и очень значимы для семьи: это и укрывание от непогоды, сбережение от нечистой силы, отдохновение от трудов вне жилища, это и место для очищения тела и души, для приема гостей... Понятие Хозяина Жилища с течением времени вылилось в духовную категорию «отчего дома», куда человек стремился возвратиться из любых странствий.

А вот помогал в этом возвращении Хозяин Порога, незримая серебряная нить которого охраняла в пути от бед и нечисти, указывая страннику, заплутавшемуся в дороге, единственно верную тропу к отчему дому. Вообще, с Порогом у хакасов связано много запретов: нельзя плевать на него, рубить на нем мясо, содержать в нечистоте, а главное, перешагивать, не совершив ему почтительный поклон. С принятием христианства оказалось забытым моление как Хозяину Порога, так и Хозяину Жилища. Однако, в сознании людей сохранилась генетическая память испрашивания у этих сил благополучия и удачи.

Верили хакасы в обитателей Нижнего (подземного) мира. Считалось, что подземные божества напускают на людей и скот болезни и смерть, являются творителями черных шаманов-похитителей хут - человеческих душ. Проникая в души людей, толкают их на недобрые дела. Среди различных священнодействий в традиционной культуре хакасов Ритуал Очищения Души от скверны зла в праздник Чыл Пазы - есть показатель высокой духовности.

Шаманизм в целом можно назвать особой религиозно-мировоззренческой системой взаимодействия с силами природы у народов Северной и Центральной Азии. Шаман (по хак. - хам) считается посредником между миром людей и сверхъестественными силами. При этом у каждого народа имеются присущие только ему особенности шаманской практики. Шаманы играли важную роль в жизни общества - они проводили обряды, промысловые культы, лечили от болезней, провожали душу умершего в иной мир.

Шаманский дар давался либо от рождения, что бывало довольно редко, либо давался при жизни. По представлению хакасов, сами духи (тöси) выбирали себе хозяина. Тöси - это рожденные вместе с водой и землей невидимые вечные силы, дающие камам знания и направляющие их деятельность. Шаманские тöси воображались в виде зверей, птиц, змей, вихря и т.д. Они делились на «чистых» (арыг тöстер) и нечистых (пуртах). Шаманские тёси различаются по полу и возрасту, по своему назначению и функциям.

Обычно шаманом становился человек из того же рода, которому покровительствовали эти духи прежде, для этого он должен был обладать «лишней» костью. Духи, найдя кандидатуру, подвергали ее мучительным испытаниям. Отказаться добровольно от шаманского дара было делом очень сложным, для этого нужна была помощь сильного шамана, который мог запереть духов в горы.

Будущему шаману необходимо было обладать силой слова, знать ритуалы, благословления и песнопения, а в более ранние времена и «божественную письменность». Его воспитанием занимался опытный шаман - «пастаан паба». Обычно обучение занимало три месяца, после чего кам должен был отправиться на поклонение к мифическому покровителю всех шаманов - Адам-хану. Его дворец находился на священной горе Борус в Саянах. Адам-хан вручал новому шаману нужное количество служебных духов, определял его атрибуты - костюм, бубен, количество музыкальных инструментов для его камланий и ставил его родовую тамгу на дворцовой шестигранной черной ели. Только после этого можно было считаться настоящим камом.

У шаманов существовала своя иерархия. Шаманы делились на три категории. Самые сильные «пугдуры» имели до девяти бубнов, особый костюм и огромную армию духов. При камлании их духи могли достигать Северного Ледовитого океана и даже Средиземного моря. Пугдуры проводили горные жертвоприношения, лечили от бесплодия женщин, получая жизненную силу «хут» от самой богини Умай, занимались предотвращением эпидемий скота и т.п. Средние шаманы «пулгосы» обладали только одним бубном и надевали простой шаманский наряд. Их шаманские путешествия ограничивались соседними районами Хакасии. Представители низшей категории «чаланчики» обладали даром гипноза. Они не был посвящены в учение шаманизма, не имели шаманского костюма и бубна. Чаланчики лечили от испуга, сглаза и т.д. и соответствовали русским знахарям.

Главным религиозными атрибутами шамана считаются бубен «тÿÿр» с колотушкой «орба» и шаманский костюм. Шаманский бубен считался живым существом, и вести себя с ним необходимо было соответствующим образом. Вольное обращение с бубном каралось весьма строго. На бубен по указанию шамана наносились рисунки, имеющие сакральное значение. На бубне имелось три группы изображений. Одна из них отражает общешаманские представления, другая характеризует личных духов-помощников шамана, а третья составляет ряд рисунков, связанных с культовыми функциями данного шамана в пределах его квалификации и возможностей. Во время камлания, шаманский бубен в параллельном мире помогал своему хозяину, превращаясь в животных или необходимый транспорт. Бубны в течение жизни шамана, по предписанию Адам-хана, могли меняться.

Шаманы исполняли целый ряд функций - культовую, врачебную, предсказательную, помогали своими советами. Также они выполняли функцию сохранения и передачи народных знаний следующим поколениям. Шаманы совершали обряды, связанные со многими сторонами быта и деятельности людей. При камлании кололи белого барана, ставили в юрте белую березу и готовили молочную водку - араку. На столе на блюде клали свежесваренную баранину, пар от которой поднимался вверх и служил пищей для духов. В начале камлания шаман призывал своих духов. После того, как хам окружит себя армией «духов» и объединится с тёсями, он перестает быть простым человеком. Тёси затемняют рассудок и делают его жестоким. Шаман приказывал своим духам точно исполнять его решения. Они не имеют права вернуться назад, не исполнив приказа. Они вступают в борьбу со злыми силами и тёсями других шаманов. Если перед тёсями поставлена непосильная задача, то они могли покинуть шамана. Тогда он терял свою силу. После камлания шаман проверял судьбу собравшегося народа. Тёси узнавали, нет ли среди гостей больных, не прицепились к ним злые силы.

Заключительным этапом камлания является распускание тёсей. Когда тёси удалялись, то шаман превращался в простого человека.

Шаманы обладали даром ясновидения. Такие люди могли следить за событиями, которые происходили за многие километры от них, а также за тем, что творилось в ином мире. Шаманы использовались и для злых намерений. Они могли погубить душу людей и скот, наслав на них злых духов. За это многие люди приравнивали шаманов к злым духам. У хакасов бытовало убеждение, что практику «злого шамана можно пресечь». Особо много бед простым людям причиняли «чеек-хамы», которые могли съесть душу человека и тем самым убить. Люди старались не причинить шаману оскорбления или обиды, в противном случае он с помощью своей армии тёсей мог уничтожить не только конкретного человека, но и весь род.

В ХХ в. традиционный шаманизм под влиянием Советской власти практически исчез. А в конце 1980-начале 1990-х гг. происходит рост интереса к традиционным верованиям хакасов. Было создано несколько шаманских организаций (Ах чайан, Хан-Тигiр и др.), занимающихся проблемами возрождения традиционных верований хакасов.