Верховный Суд Российской Федерации о сроках давности привлечения к административной ответственности

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Применение в отношении указанного правонарушения годичного срока давности привлечения к административной ответственности соответствуют сложившейся судебно-арбитражной практике, основанной, в том числе на правовой позиции, изложенной в пункте 14 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года.

Вместе с тем арбитражный суд обращает внимание на изменение сложившейся судебной практики в части исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности за совершения административных правонарушений против порядка управления.

По смыслу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 марта 2019 года № 823-О, невыполнение предписания уполномоченного государственного органа представляет собой административное нарушение против порядка управления, в связи с чем к такому правонарушению подлежит применению трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. (определение Верховного Суда Российской Федерации №307-ЭС19-6325 от 28 мая 2019 года, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа №Ф04-1944/2019 от 1 июня 2019 года).