Справка о порядке исполнения с.а. арбитражного суда, принятых по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов ПФ РФ

Справка
о порядке исполнения судебных актов арбитражного суда, принятых по делам
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)
органов Пенсионного фонда Российской Федерации

Судебной коллегией по рассмотрению споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, Арбитражного суда Республики Хакасия проведён анализ практики рассмотрения дел по заявлениям об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – Пенсионного фонда) в части разрешения арбитражным судом вопроса об устранении нарушения прав и законных интересов заявителя.

Для анализа судебно-арбитражной практики изучены судебные дела, рассмотренные судьями судебной коллегии в 2009 году и за 9 месяцев 2010 года.

В указанный период судьями судебной коллегии рассмотрено 12 заявлений данной категории, по 5 из них ненормативные правовые акты Пенсионного фонда признаны недействительными, решения и действия (бездействия) незаконными (дела № А74-3654/2008, № А74-1692/2009, № А74-761/2010, № А74-1540/2010, № А74-2928/2010), по 2 делам в удовлетворении заявленных требований отказано (дела № А74-96/2010, № А74-3023/2010), по 3 – производства прекращены в связи с отказом заявителей от требований (дела № А74-2105/2010, № А74-2232/2010, № А74-2912/2010), по 2 – заявления возвращены заявителям, поскольку нарушения, допущенные при подаче заявления, не устранены в установленный арбитражным судом срок (дела № А74-2876/2009, № А74-1124/2010).

Необходимо отметить, что причиной отказов заявителей от требований явилось аннулирование Пенсионным фондом обжалуемых требований или решений после обращения заявителей в арбитражный суд.

Таким образом, две третьих части от числа поданных страхователями в арбитражный суд заявлений являются обоснованными.

Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений пункта 5 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении должно быть указано требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3 части 4, пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части, действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определённые действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Таким образом, если по результатам рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражным судом установлено, что данные ненормативные правовые акты, решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то суд принимает решение о признании этих актов, действий (бездействия) незаконными и обязании соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Следует отметить, что вопрос о возложении обязанности на соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя является не самостоятельным требованием заявителя, а способом устранения допущенного нарушения.

В силу положений части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 24 июля 2003 года № 73 «О некоторых вопросах применения частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснил, что при применении этой нормы необходимо исходить из того, что в данном случае речь идёт только о требованиях организационного характера.

Таким образом, если по результатам рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражным судом принято решение о признании этих актов, действий (бездействия) незаконными и обязании соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, то суд выдаёт исполнительный лист на обязание устранить допущенные нарушения, который подлежит немедленному исполнению.

В силу вышеназванных норм, орган, акты, действия (бездействия) которого признаны судом незаконными обязан исполнить решения суда, не дожидаясь вступления решения суда в законную силу.

Как следует из материалов дела А74-2928/2010, Арбитражным судом Республики Хакасия 09.04.2010 принято решение по делу № А74-761/2010, согласно которому удовлетворено заявление индивидуального предпринимателя, признано незаконным требование Управления Пенсионного фонда «Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем - страхователем», направленное предпринимателю, с предложением погасить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2008 год и пеней.

Арбитражный суд также обязал Управление Пенсионного фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя.

Одним из способов устранения нарушенного права заявителя является возврат излишне взысканных страховых взносов.

Поскольку Управлением Пенсионного фонда на момент вынесения решения по делу оспариваемое требование исполнено - произведено незаконное взыскание с предпринимателя денежных средств, единственным способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов предпринимателя являлся возврат взысканных денежных средств.

Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон) сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Часть 3 статьи 27 названного Федерального закона предусматривает, что решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Форма решения о зачете суммы излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, а также форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда (часть 5 статьи 27).

В случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, процентов на эту сумму (часть 7 статьи 27).

Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 9 статьи 27).

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 14 статьи 27).

Представители Пенсионного фонда полагали, что в силу вышеприведённых норм, страхователь обязан подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление о возврате излишне взысканных страховых взносов, в том числе и в случае возврата на основании решения суда.

Арбитражный суд пришел к выводу, что из приведённых выше положений частей 1, 3, 5 статьи 27 Федерального закона следует, что о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, в том числе, и при наличии решения суда, вступившего в силу, плательщик может подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление.

Вместе с тем, в части 7 статьи 27 Федерального закона содержится норма согласно которой, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

Положения части 7 статьи 27 Федерального закона не предусматривают написания плательщиком взносов заявления о возврате.

Факт излишнего взыскания страховых взносов и пеней с предпринимателя был установлен решением Арбитражного суда Республики Хакасия 09.04.2010 по делу № А74-761/2010.

В силу положений части 7 статьи 27 Федерального закона у Управления Пенсионного фонда возникла обязанность по принятию решения о возврате предпринимателю сумм излишне взысканных взносов и пеней.

Кроме того, в резолютивной части решения Арбитражного суда Республики Хакасия 09.04.2010 по делу № А74-761/2010 имелось указание на обязание Управления Пенсионного фонда Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя.

Часть 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Выводы Арбитражного суда Республики Хакасия по названному делу соответствуют позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 08.06.2010 № 401/10.

Вместе с тем, и после вступления в законную силу решение Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-2928/2010 немедленно исполнено не было.

В Постановлении от 08 сентября 2009 года № 1570/09 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в результате рассмотрения конкретного дела в порядке надзора указал, что если в резолютивной части решения не указаны конкретные действия, которые обязан совершить соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган, должностное лицо во исполнение судебного акта, то согласно части 1 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лиц, участвующих в деле, или судебного пристава-исполнителя суд вправе разъяснить решение без изменения его содержания.

У Пенсионного фонда в рассматриваемой ситуации, в случае наличия неясностей, имелась возможность в обращении в арбитражный суд за разъяснением решения.

Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о разъяснении решения по делу № А74-761/2010 только после того как предприниматель вновь обратился в арбитражный суд, оспаривая незаконные действия Пенсионного фонда.

Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на неё процентами. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Принимая решение о возврате излишне взысканных страховых взносов и пеней, Управление Пенсионного фонда вышеназванные проценты не начислило.

Данное действие является нарушением норм, указанных в части 9 статьи 27 Федерального закона.

Представители Управления Пенсионного фонда в судебном заседании поясняли, что решение о возврате принято Управлением во исполнения решения арбитражного суда. Относительно обязательности начисления процентов в решении арбитражного суда не было указано, поэтому Управление полагало, что необходимо наличие заявления Предпринимателя.

Арбитражный суд признал доводы Управления Пенсионного фонда несостоятельными. Часть 9 статьи 27 Федерального закона предусматривает начисление процентов за период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

То есть названная норма предусматривает обязательность начисления процентов, не связывая периода их начисления с датой написания заявления о возврате.

15 октября 2010 года

Судья Т.Г. Коршунова